14.04.2008
Статья в Комсомольской Правде
2008 год в Воронеже объявлен Годом музеев. К сожалению, не все художники имеют возможность выставляться в храмах искусства. Поэтому "Комсомолка" продолжает знакомить воронежцев с творчеством некоторых из них. Мы уже писали о Сергее Горшкове и Вере Лущик ("Воронежский художник настрогал президентов" и "Воронежская художница делает шедевры из битого стекла"). А сегодня расскажем о шедеврах мастерицы Натальи Львович.
У них настоящие реснички, натуральные волосы, они пользуются косметикой и носят кружева. Они почти не отличаются от нас. Разве что не разговаривают. Но так же улыбаются или грустят, у них есть характеры. Хотя они и не живые. Они - куклы.
Люди с выразительными чертами, трогательные ангелы, забавные мишки, умильные зайки. В доме Наташи Львович малышня ходила бы, разинув рот. Кукольных дел мастерица лепит своих "детей" из пластика, шьет из текстиля, валяет из шерсти. В мастерской художницы целые шкафы разнокалиберных коробочек, набитых лоскутками, обрезками кружев, тесьмой, пуговками и бусинами.
- Я не люблю делать глянцевые красивые лица. Они холодные. Предпочитаю лепить характеры, - говорит Наташа, разминая в руках кусок формового пластика, который через некоторое время превратится в лицо с изящными чертами или ручку с миниатюрными пальчиками. - Вот ангел - он не то чтобы красавец. Скорее симпатиШный.
Потом вылепленную куклу Наталья накрасит обычной косметикой и поставит на несколько часов в духовку, чтобы затвердела. Сошьет ей платье, не пожалеет даже раритетных кружев - трофейных немецких, времен Второй мировой. На туфельки приладит микроскопические пряжки. Сделает кукле красивую прическу, как заправский цирюльник. Вклеит отрезанные по сантиметру реснички. И так - пара месяцев работы с множеством мелких деталей.
Из-за этой кропотливости, а также уникальности, - ведь не получается двух похожих творений - авторские куклы стоят весьма дорого, от 10 000 рублей. Но для Натальи это не способ заработка.
- Это творчество, увлечение. Я не хочу ставить его на поток. Потому что тогда кукла теряет одухотворенность. Чтобы она имела художественную ценность, ее нужно на какое-то время оставить, дать ей "отдохнуть". А когда я снова к ней возвращаюсь, вижу, что она уже обрела свой характер, "родилась". После этого я еще что-то доработаю, переделаю в соответствии с ее "личными" чертами.
Вообще-то Наталья по профессии музыкант. Но шесть лет назад случайно на столичной выставке увидела стенд с необыкновенной красоты куклами. Ей так понравилось, что она окончила курсы авторской куклы. Сейчас Львович преподает это мастерство в нашей текстильной академии.
Наташины творения по достоинству оценил историк моды Александр Васильев. Приехав к нам в конце 2005 года с лекциями и увидев одну из кукол Львович, Васильев сказал, что ее детища будут пользоваться большим успехом в Америке. Ту куколку он увез с собой. А в конце 2007-го Львович съездила за океан на рождественскую выставку городка Шарлотт (Северная Каролина), побратима Воронежа. Наталья повезла американцам больше 50 своих работ - несколько пластиковых и текстильных кукол, мишек Тедди и тряпичных зайцев, украшения для интерьера и елки. И с легкой руки Васильева продала там все!
Теперь Наташины шедевры в частных коллекциях Америки, Израиля, Германии, она выставляется в галереях Москвы и столицы Черноземья. А на ее домашнем диване сидит забавный мишка. В кокетливой шляпке с цветком и шарфике, повязанном на французский манер. Вылитый Васильев! Как память о признании мэтра, который помог Наталье поверить в себя.